Уход за безинерционной катушкой. Основные правила

После того, как закрылся сезон открытой воды, ответственные рыбаки занимаются обслуживанием и ремонтом своих снаряжений. Безинерционная катушка – довольно сложный механизм и для того, чтобы в решающий момент она не подвела, на рыбалке не доставляла неудобств и чтобы дольше прослужила, за ней необходим регулярный и грамотный уход.

Безинерционная катушка
Безинерционная катушка

Многие владельцы катушек подчас даже не имеют представления о том, как правильно должен производиться уход за безинерционной катушкой. Поэтому в этой статье хочется уделить внимание плановому техническому обслуживанию безинерционных катушек.

Обслуживание любой безинерционной катушки следует проводить не менее одного раза в год. Это позволит поддерживать ее эксплуатационный и технический ресурс на необходимом уровне. Если же катушку часто используют в неблагоприятной среде для ее механизма (песчаная пыль, соленая вода, грязь и т.д.), или же катушка была уронена в воду, тогда смазывать ее необходимо в течение сезона использования несколько раз. Лучше всего если будет проводиться полная замена во всем механизме смазочных материалов, а не простое нанесение новой смазки поверх старой. Ведь для большинства уже не секрет, что в той воде, в которой мы ловим рыбу, содержится довольно огромное количество различных твердых (абразивных) микроэлементов, а те при попадании внутрь механизма безинерционной катушки, остаются на поверхности именно смазанных деталей.

Читайте также следующие статьи про катушки для удочек:

Содержание

Порядок действий при очистке и смазке катушки

Рыбаки со стажем при разборке катушки рекомендуют располагать детали на бумаге по порядку их складывания. Разборка и сборка безинерционной катушки довольно нелегкий процесс. Рассмотрим простой порядок действий при осмотре и очистке безинерционной катушки.

Сперва с поверхности катушки тряпочкой следует удалить пыль, так как при дальнейшем вскрытии катушки она может попасть в механизм. Если же пыль въелась  тогда следует протереть катушку тряпочкой или ушной палочкой, которая смочена в бензине для зажигалок или же эфиром.

Чистка корпуса
Чистка корпуса

Затем необходимо удалить пыль под ротором. Для этого снимаем шпулю и поворачиваем рукоятку катушки таким образом, чтобы ось шпули находилась в крайнем переднем положении.

Снятие шпули
Снятие шпули

С оси шпули снимаем стопорное кольцо с шестерней.

Снятие стопорного кольца
Снятие стопорного кольца

Затем следует отвернуть винт, который фиксирует гайку, держащую ротор и снять стопорное кольцо, если такое есть на Вашей катушке. На разводном ключе необходимо установить размер, который соответствует размеру гайки, и открутить ее. Если же гайка не поддаются больших усилий прилагать не стоит, так как на некоторых катушках у такой гайки обратная резьба. Необходимо попросту покрутить в другую сторону.

Откручивание зажимной гайки
Откручивание зажимной гайки

Когда открутите гайку, отметьте положение ротора по отношению к втулке, на которой он расположен. Для этого хорошо воспользоваться водостойким маркером, чтобы нанести точки на втулку и на ротор. Это необходимо затем, чтобы при сборке ротор поместить в прежнее положение. Если этим советом пренебречь, тогда при вращении ротор может начать чиркать. После этого следует сдвинуть ротор вперед.

Для того, чтобы удалить пыль, которая находится с внутренней стороны ротора и с корпуса катушки следует воспользоваться зажатым в пинцете ватным тампоном. Оси роликов обгонной муфты смазываем жидкой смазкой. Следует заметить, что в обгонную муфту не следует лить много масла, так как она будет проскальзывать. Особенно актуально это, если катушка будет использоваться в зимний период. После того как обгонная муфта была смазана, ротор следует поставить с учетом пометок на место, и слегка пошевелить его, чтобы он принял старое положение. Затем завинчиваем гайку, стопорное кольцо устанавливаем на место и привинчиваем стопорный винт.

После этого следует снять ручку и снять крышку, закрывающую механизм катушки. У некоторых катушек для этого требуется снять фрикционный тормоз или разобрать другие узлы.

Снятие рукоятки
Снятие рукоятки
Снятие крышки корпуса
Снятие крышки корпуса

Перед тем, как вынуть ведущую шестерню, следует пометить взаимное расположение шестерней. Это можно сделать, используя несмываемый маркер. Пометки необходимы для того, чтобы при сборке, возможно было обеспечить взаимное исходное расположение шестерней, поскольку у зубьев шестерней индивидуальная пригонка. Если же нарушить расположение, катушка будет вращаться с затруднением, и будет издавать звук. Следует заметить, что сегодня в продаже появляются катушки, в которых применена специальная технология, позволяющая не прибегать вообще к процедуре совмещения зубьев.

После того, как были сделаны пометки, необходимо вынуть ведущую шестерню. Если же ведущая шестерня, хотя бы с одной стороны вращается на втулках, необходимо трущиеся поверхности втулок смазать густой смазкой.

Снятие ведущей шестерни
Снятие ведущей шестерни

Внутри корпуса катушки другие трущиеся узлы также необходимо смазать густой смазкой. Переусердствовать не стоит, так как при нагреве катушки на солнце смазка потечет из щелей. После этого закрепляем на место ведущую шестерню, учитывая пометки, и закрываем корпус механизма катушки. Ручки ставим на место. Если трущийся узел рукоятки не на шарикоподшипниках, в таком случае его также смазываем густой смазкой. Шпулю также ставим на место. Густой смазкой смазываем оси вращения дужки и механизм возврата дужки.

Механизм возврата дужки
Механизм возврата дужки

Смазывая узлы возврата дужки, следует соблюдать осторожность – там есть различные мелкие детали, которые могут выпрыгнуть, если пошевелить при снятой защитной крышке дужку. В таком случае после того, как сняли защитную крышку, необходимо сперва достать незакрепленные детали, а уже потом смазывать.

Несколько замечаний относительно смазочных материалов

Использовать лучше всего смазку той же фирмы, что и катушка. Если же Вы не нашли такую смазку, тогда можно воспользоваться смазкой для катушки другой фирмы, это намного лучше нежели смазка, которая вообще не предназначена для катушек. Специальные смазки разных фирм-производителей обычно смешиваются нормально, но лучше этого не делать, а если Вы сменили марку смазки, желательно сначала удалить старую.

Для катушек также иногда используют смазки силиконовые для оргтехники. Но прежде, чем наносить эту смазку необходимо удалить старую, так как такие смазки плохо смешиваются с синтетическими и минеральными, которые в большинстве случаев используются для катушек.

Некоторые используют вакуумные масла, так как они химически являются нейтральными. Как крайний случай в качестве густой смазки можно использовать Циатитм 203, а в качестве жидкой – масло для швейных машин.

Для смазки катушек не рекомендуется использовать жидкость WD-40 и моторные масла. Особенно это актуально для катушек, которые содержат большое число пластиковых деталей, так как жидкость WD-40 и присадки, которые применяются в моторных маслах, могут спровоцировать их разрушение.

Правильная эксплуатация и уход за безинерционной катушкой

Безинерционная катушка имеет очень простое техническое строение. Одним из важных компонентов катушки, является механизм подачи шпули. Эти механизмы бывают двух видов: локомотивный и червячный. Эти два механизма значительно отличаются по строению. Но описывать конструкцию катушек не мы не будем, так как посмотреть и сравнить их можно при покупке в магазине.

У продавца можно поинтересоваться, какой механизм подачи шпули у катушки. Стоит только заметить, что локомотивный механизм гораздо проще, так как детали делаются методом литья, а уже детали червячного механизма проходят дополнительную инструментальную обработку. По этой причине катушки с червячным механизмом стоят дороже, они долговечнее и надежнее в эксплуатации, а также имеют плавный ход.

В тормозной системе катушки предусмотрен мгновенный антиреверс, то есть мгновенный стопор обратного движения. Действие тормоза можно проверить наглядно, взяв катушку в руки и при включенной тормозной системе прокрутив ручку вперед и назад. Если ручка катушки при движении назад сразу остановилась, притом мягко без стука, то этот элемент присутствует.

В случае если при движении ручки назад прокручивается хотя бы на 5-10 мм и слышно характерный стук, то в этом случае тормозная система обычная, а не мгновенная. Мгновенный антиреверс дает возможность повысить чувствительность и сделать мгновенную результативную подсечку.

Ролик лесоукладывателя может иметь обычную форму в виде правильного конуса, который не так эффективно оказывает сопротивление закручиванию лески. Поэтому лучше найти катушку с роликом вида Twist-Baster, который от обычного отличается другой формой в виде неправильного конуса, то есть одна сторона конуса — немного больше. Леска, проходя через ролик вида Twist-Baster, соприкасается с большей частью поверхности, чем в обычном ролике, вследствие чего успевает лучше распрямиться, что очень важно при ловле плетеным шнуром. Фактически тонкий шнур, да еще и закрученный, даже хорошо уложенный на шпулю все одно через какое-то время сбрасывает петли. Поэтому ролик вида Twist-Baster, позволит продлить срок службы лески или шнура, экономя средства и сберегая нервы рыбака.

Помимо этого ролик должен быть непременно покрыт нитридом титана это материал, который имеет высокую стойкость к механическому стиранию. Этот сплав золотистого цвета.

Безинерционная катушка, как и любой другой технически механизм требует правильного применения. Следует осторожно эксплуатировать катушку, поэтому необходимо знать несколько правил.

Отводить дужку лесоукладывателя надо плавно пальцами до окончательного фиксирующего момента. Рукой до первоначального положения нужно сбрасывать дужку так, чтобы дужка упиралась на большой палец. Таким образом, предотвращается раньше времени износ и устраняется непроизвольный сброс дужки при забросе.

Не следует затягивать фрикционный тормоз сильно туго, и в случае если зацепили блесну за водоросли или корягу, то к себе не тяните с большой силой, так как это ускорит износ механизмов. Лучше к этому месту подплыть на лодке или потихоньку подтягивать леску руками. Старайтесь при эксплуатации не намочить катушку, особенно в речной воде. А также избегайте падений, ударов и т.д. Если катушка упала в песок, не переворачивая, поднимите ее, чтобы песок не насыпался внутрь. Затем метелкой из травы обмахните ее. Отсоедините шпулю и проверьте, есть ли песок вокруг штока ротора. Если же есть, в таком случае использование катушки лучше всего прекратить, так как в противном случае песок затянется внутрь ротора и окажется на шестернях. Дома ее необходимо разобрать и тщательно протереть. Хотя вероятность того, что песок окажется внутри не так уж и велика, как у воды, поскольку конструкция безинерционных катушек по возможности старается предохранять их механизм от такой неприятности.

Другой разговор, если катушка была уронена в воду. Ни в коем случае нельзя вращать рукоятку, так как грязь из воды может попасть в подшипник. Одной из самых распространенных ошибок спиннингистов является попытка проверить все ли с катушкой после падения в воду в порядке. Ловлю этой катушкой необходимо прекратить. А эту следует привести домой, разобрать, вытряхнуть воду, удалить смазку, подшипник промыть в очищенном бензине, просушить феном, все собрать и нанести новую смазку. Катушки, которые относятся к высокому классу довольно дорогие, поэтому такой тщательный уход без сомнения себя окупит, так как таким образом Вы продлите ее работоспособное состояние.

Катушку храните и перевозите в хорошо закрытой коробке, чтобы уберечь от попадания пыли и влаги. Если правильно эксплуатировать катушку, то обслуживание катушек сводится, лишь к своевременному смазыванию.

Видео — ремонт безынерционной катушки:

Заключение!

Возможно, если Вы первый раз проводите техническое обслуживание безинерционной катушки, эта процедура покажется Вам довольно громоздкой и сложной. Это так и есть, но только в первый раз. С каждым последующим разом разборка и смазка катушки будет даваться Вам легче и легче, как говориться опыт приходит с практикой.

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы в соцсетях